Необходимость в подзарядке автомобильного аккумулятора от внешнего источника возникает либо по регламенту его эксплуатации в конкретных условиях, например, коротких зимних поездок, либо по косвенным признакам критической разряженности. Но существуют и объективные показатели, требующие для считывания элементарных технических средств. Одновременно можно приблизительно рассчитать и время, необходимое для восстановления заряда.
Как заряжают свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом
Когда нет средств, чтобы купить AGM аккумулятор или ему подобный, гелевого типа, продолжают пользоваться традиционной обслуживаемой АКБ. Хотя иногда утверждается, что современная кальций-кальциевая батарея тоже не требует доливов воды и не имеет доступа к банкам. Это не так, подобные слухи распространяются организациями, заинтересованными в частом обновлении аккумулятора на каждом автомобиле.
Перед зарядкой следует проверить уровень электролита в банках и довести до нормы, после чего дать батарее отстояться и измерить напряжение холостого хода без нагрузки, то есть ЭДС. Если АКБ не теряла электролит, а испарялась лишь вода, то после восполнения утраченного связь ЭДС с плотностью будет однозначной, а из легко доступных таблиц можно оценить степень заряженности. Цифровой вольтметр даст напряжение с точностью до второго знака после запятой.
Зная состояние, нетрудно рассчитать время до полного заряда. А для тех, кто не захочет утруждать себя формулами, в сети имеется соответствующий калькулятор. Это форма на сайте, куда достаточно ввести:
- заявленную исходную ёмкость АКБ;
- предполагаемый зарядный ток, он зависит от ёмкости и может быть ограничен типом зарядного устройства;
- измеренную или предполагаемую степень разряда в процентах.
Реальное время может сильно зависеть от температуры, но подразумевается, что батарее не предстоит заряжаться под прямыми лучами летнего солнца или в чистом поле морозной ночью. В таких условиях, желая сохранить ресурс, можно получить прямо противоположный результат.
Среднестатистически для восстановления основательно разряженной АКБ потребуется чуть больше половины суток нахождения под напряжением зарядного устройства.
Особенности зарядки AGM аккумуляторов
Это значительно более совершенные батареи, но имеющие свои недостатки. В частности, они более требовательны к соблюдению правил зарядного режима. Их не стоит форсировать по току, сокращая время, а сам заряд проводится в несколько этапов.
Точные условия изложены в инструкциях по конкретным товарам, но в целом можно выделить режимы постоянного напряжения до достижения определённого порога с ограничением максимального тока, затем дозаряд фиксированным токам и выравнивание в режиме поддержки небольшим напряжением. Соблюдение правил позволит успешно выполнять свою роль матам из стекловолокна, в которых заключён электролит между электродами.
Гелевые батареи
Здесь электролит тоже связан, но в виде составляющей межэлектродного геля. Им противопоказаны повышенные токи зарядки, вещество может отслоиться под влиянием большого количества выделяющегося газа, который оно призвано поглощать. Газовыделение приведёт к обсыханию геля и выходу батареи из строя.
Необходимо также контролировать температуру. Перегрев при заряде губителен для Gel АКБ. Качественное зарядное устройство, универсальное или специализированное под данный тип, располагает обратной связью через датчик температуры. Или эту роль придётся выполнять человеку, управляющему обычным зарядником вручную.
В общем случае, экономить время при заряде не стоит. Если даже необслуживаемая AGM или Gel батарея бренда «Sacred Sun» допускает форсировку режимом, не надо этим пользоваться без крайней необходимости, когда не жалко пожертвовать ресурсом или средствами на сложное обслуживание непростой батареи. Следует устанавливать минимальные токи из рекомендованного диапазона, это сбережёт аккумулятор и гарантирует надёжную и полную зарядку.
Серфер, отец троих детей, владелец крыла, сборщик вторичной древесины, владелец собственного бизнеса и трафаретный принтер. Работая на стыке эстетики и программирования, мы разрабатываем визуальные решения, которые информируют и убеждают. Я работаю с компаниями и стартапами из списка Fortune 500 .